Аналитический клуб: анализ информации, управление, психология, PR, власть
Аналитический Клуб
 · О проекте
 · Полиси
 · Авторские Права
 · Правила анализа
 · Архив рассылки
 · Контакты
 · ФОРУМ
Библиотека
 · Общие материалы
 · А.Г.Степаненко
 · Что случилось 11 сентября?
 · Сталин и его время
 · Деградация РФ
 · Противостояние: ВОСТОК - ЗАПАД
 · Россия и Китай
 · Социальные кризисы
 · Военное обозрение
 · История и ее авторы
 · Легендарная эпоха
 · Площадь Свободной России
 · Разное
On-Line
 · Nucleus - бесплатные рассылки
 · Русский бизнес-клуб (РБК)
ШЭЛ
 · Дистанционное образование
 · Стоимость обучения
 · Наука лидерства
 · Лекции вводного курса
Счетчики
Программа экономических реформ 1995 года

Программа экономических реформ 1995 года

Источники финансирования и нормализация денежного обращения

Источники финансирования и нормализация денежного обращения

Механизм подавления инфляции

Источником динамики цен являются дисбалансы, возмущения, вносимые в структуру издержек производства. Каждое возмущение на уровне базовых цен влечет инфляцию издержек по всей технологической цепочке и рост себестоимости конечной продукции. Эта инфляция издержек усиливается на каждом этапе технологической цепочки взиманием НДС, увеличивающего цену промежуточного производства и являющегося таким образом мультипликатором издержек по всей цепочке.

В силу этого все серьезные аналитики охарактеризовали инфляцию 1993-1995 годов в России как инфляцию издержек.

Ясное понимание ситуации сразу дает возможность предложить механизм торможения инфляции:

Первое. Фактическая отмена НДС ликвидирует основной мультипликатор издержек.

Второе. Отказ от административного повышения цен на топливо, транспорт и сырье и от попыток привести структуру цен "к мировым" покончит с практикой внесения перманентных возмущений в национальную структуру цен и позволит рыночным механизмам стабилизировать оптимальную структуру издержек.

Кроме того, имеет смысл объявить о мерах административного характера против повышения цен продавцами, ввести сертификат для каждой партии товара с указанием отпускной цены производителя и запретом превышать эту цену в розничной продаже более чем на 50%. Не будучи серьезным экономическим регулятором, эти меры будут иметь нужное психологическое значение, подобное тому, какое в 1994 году имела фальсификация статистики цен.

Введение всех этих мер с 01.01.96 в условиях сохраняющегося на протяжении всего 1996 года небольшого дефицита денежной массы, предотвращающего давление монетарных факторов, позволит полностью остановить инфляцию. Сохранится только некоторая инерция, которую можно оценить в 12-30% за год с последующим снижением до однозначных чисел.

Ресурсы денежного обращения.

Объем денежного обращения СССР оценивался на середину 80-х годов примерно в 750 миллиардов рублей, что соответствует по покупательной способности 2 триллионам 80 миллиардам долларов. Сокращение территории, спад производства и несколько меньший спад оборотов торговли сократили объем необходимой денежной массы до уровня в 780 миллиардов долларов США, взятых по покупательной способности, а не по курсу. Эта покупательная способность, исчисленная по межстрановым сопоставлениям, составляет на 01.06.95 года ровно 1920 рублей. Таким образом, все потребное на эту дату российское денежное обращение можно оценить в 1 квартильон 500 миллиардов рублей.

На эту дату доллар обслуживает более половины денежного обращения в стране. Объем обращения доллара в России составляет на середину 1995 года более 150 миллиардов, что эквивалентно (на внутреннем рынке) порядка 750 триллионам рублей.

Еще 240 триллионов рублей замещено эмитированными предприятиями обязательствами, пресловутыми "неплатежами".

Примерно 25 миллиардов долларов обращаются, обслуживая наш внешнеторговый оборот. Это эквивалентно 125 триллионам рублей.

Примерно 40 триллионов рублей замещено сегодня в обращении неименными ценными бумагами структур типа МММ.

Официально и неофициально выпущенная Центральным Банком России денежная масса оценивается при этом примерно в 190 трлн. рублей. Точные данные с февраля 1994 года Центробанк засекретил. Впрочем, они имели весьма косвенное отношение к реальности и могли служить лишь для уточнения оценок.

Таким образом, общий объем денежного обращения России составляет примерно 1 квартильон 345 триллионов рублей. В том числе контролируемое государством обращение - менее 1/5, причем легально (через бюджет и отчетность) контролируется и того меньшая часть денежного обращения.

Обращающаяся денежная масса составляет, таким образом, примерно 92% потребной при текущем уровне цен.

Таким образом, только за счет замещения нерублевых компонентов денежной массы рублем мы получаем безинфляционный эмиссионный ресурс в 764 триллиона рублей. Этой суммы достаточно для безналогового финансирования бюджета в течение нескольких лет.

Проблема, таким образом, заключается в том, чтобы выработать механизмы вытеснения эмитируемым рублем других компонентов денежного обращения.

Механизм развязки неплатежей и связывания оборотных средств.

Проблема возникновения неплатежей связана с нехваткой объемов оборотных средств предприятий, из которых данные платежи и должны финансироваться. Таким образом, мы имеем не "кризис неплатежей", а обычную проблему нехватки оборотных средств предприятий, вызванную общей нехваткой денег в легальном обороте.

Предлагается следующий механизм развязки неплатежей:

1. Законодательно вводится понятие "Фонд производственных оборотных средств предприятия" (ФПОС) с точным указанием порядка расходования этих средств.

2. Всем предприятиям на территории России предоставляется налоговая льгота в размере 100% НДС и 100% налога на прибыль, обусловленная выполнением норматива отчислений в собственный Фонд производственных оборотных средств. Очевидно, что данной налоговой льготой воспользуется не менее 99% предприятий.

3. Нормативы отчислений имеет смысл установить в размере ставок НДС и налога на прибыль. Таким образом, формирование средств ФПОС будет иметь кумулятивный характер.

4. Поскольку средства ФПОС могут направляться исключительно на те цели, по которым в настоящее время предприятия вынуждены рассчитываться неплатежами, эти средства немедленно начнут замещать неплатежи во взаиморасчетах.

5. Очевидно, связанная в ФПОС рублевая масса заместит неплатежи немедленно по мере роста своего объема, поскольку рубль является более привлекательным платежным средством, чем неплатежи. Можно прогнозировать, что это займет примерно 3 квартала.

6. Таким образом, к концу года 140 триллионов рублей будут связаны в обслуживании взаиморасчетов, которые ранее обеспечивались через эмиссию неплатежей. Для их замещения можно эмитировать денежную массу в 174 триллиона рублей. Оговоримся, что расчет сделан в ценах конца 1994 года, которые за год реально вырастут примерно в три-четыре раза и реальный объем возможной эмиссии в этот круг обращения достигнет 450-700 триллионов.

Поскольку данная эмиссия не будет расширять денежную массу, а лишь замещать нерублевый компонент, она не будет монетарным фактором инфляции. Денежная масса в целом не вырастет.

Вытеснение неименных ценных бумаг.

Неименные ценные бумаги во всем мире являются базой биржевых спекуляций и иных негативных явлений в экономике. 1994 год принес первые кризисы, вызванные их бесконтрольной эмиссией и России.

Кризис МММ и целого ряда компаний и банков - только первые ласточки подобных кризисов. С расширением обращения негосударственных неименных ценных бумаг все большая часть населения будет страдать от таких кризисов. В то же время эмиссия неименных негосударственных ценных бумаг является формой денежной эмиссии. Передавая, по сути, эмиссию денег в руки фирм типа МММ, государство отказывается в их пользу от "сеньоража" - разницы между стоимостью изготовления ценной бумаги и ее покупательной способностью.

Для предотвращения подобных явлений Верховный Совет РФ в 1993 году должен был принять Закон Российской Федерации о неименных негосударственных ценных бумагах. Отказ от государственной юридической поддержки таких бумаг, лишение их легального статуса привело бы к изъятию их из обращения. К сожалению, однако, в октябре возобладала противоположная точка зрения с соответствующими последствиями.

Принятие такого закона сегодня сформирует реальный механизм вытеснения этого компонента денежной массы. Для его замещения можно безинфляционно эмитировать 30 триллионов рублей.

Вытеснение доллара из внутреннего обращения.

Обращение доллара как расчетного средства на территории России обусловлено его большей привлекательностью по сравнению с рублем. В связи с этим не существует административного механизма, позволяющего остановить хождение в России доллара как платежного средства.

Следовательно, доллар может быть вытеснен из внутреннего обращения только увеличением привлекательности рубля и его твердости как валюты.

Для достижения этой цели предлагается использовать целый ряд механизмов.

1. Механизм, содержавшийся в альтернативной программе реформ, предлагавшейся в 1991 году Центром "Модернизация". Он предусматривает введение золотого обеспечения рубля с одновременным задействованием механизма так называемого "ресурсного вытеснения золотого паритета", устанавливавшего ажиотажный спрос на рубль на внутреннем и внешних рынках и делающий таким образом его курс выше золотого паритета.

2. Механизм введения параллельного "твердого" рубля, обеспеченного корзиной внешних валют, использующий преимущества активного торгового баланса России. В этом случае этот параллельный "твердый" рубль мог бы в течение двух-трех лет полностью вытеснить из обращения и доллар, и нынешний рубль и иные компоненты денежной массы России.

Вытеснение из обращения долларовой массы может дать в руки государства ресурс безинфляционной эмиссии в 480 триллионов рублей в ценах декабря 1994 года. Однако, вытеснение всей этой массы единовременно, то есть в течение одного года, не представляется разумным по следующим соображениям:

- такие объемы ассигнований не могут быть освоены в Российской Федерации за один 1995 год. Для финансирования бюджета нужны значительно меньшие массы денег.

- быстрое вытеснение из России такого объема долларовой массы может стать серьезным ударом по денежному обращению США и позициям доллара в мире в целом. В связи с этим имеет смысл растянуть это процесс примерно на три года или более, чтобы рассредоточить во времени его негативное влияние и не встретить особенно резкого политического противодействия со стороны США, подобно имевшему место в сентябре-ноябре 1991 и в сентябре-октябре 1993 года.

Вытеснение доллара из обслуживания внешнеторгового оборота.

Для вытеснения доллара из внешнеторгового оборота можно предложить следующий механимзм:

- объявить о взимании с 01.01.96 ввозных и вывозных пошлин исключительно в рублях. Это будет стимулировать экспортеров и импортеров совершать часть операций в рублях, чтобы не терять на конвертации.

- административно обязать национальных экспортеров нефти и газа, а также иных пользующихся повышенным спросом на внешних рынках товаров, совершать операции и устанавливать цены исключительно в рублях. Это приведет к резкому увеличению доли рублевого оборота во внешней торговле.

Данный механизм имеет смысл в случае выбора 1-го варианта вытеснения доллара из внутреннего обращения. 2-й механизм влечет одинаково эффективное замещение доллара как во внутреннем, так и во внешнеторговом обороте.

Трудности использования ресурсов расширения денежной массы.

Таким образом суммарный эффект от всех мероприятий по безинфляционной эмиссии рублей может составить:

174 + 30 + 80 + 480 = 764 триллионов рублей в ценах на 01.01.95, что соответствует примерно 210 миллиардам рублей в ценах 1984 года.

Однако, такая сумма доходов от нормализации монетарной политики может быть заявлена лишь теоретически. На практике окончательная нормализация не может быть достигнута в течение одного года даже при реализации всех вышеперечисленных мероприятий.

В связи с этим имеет смысл ставить реальные задачи по задействованию вышеописанных источников. В частности, в 1996 или 1997 году можно получить за счет их использования примерно 85-125 млрд. брежневских рублей. При этом последняя цифра требует максимально жесткого и напряженного графика реализации новой монетарной политики. Поскольку последнее невозможно, реальные ресурсы лежат ближе к нижней границе этой оценки.

Имеет смысл растянуть процесс вытеснения чуждых компонентов денежного обращения на несколько лет, сделать его постепенным. Это позволит избежать международных конфликтов и агрессивного вмешательства в наши внутренние дела.

Последствия нормализации денежного обращения

- прекращается гиперинфляция, рост цен сводится к приемлемому уровню,

- бюджет получает огромные доходы,

- исчезновение нехватки денег приводит к резкому улучшению конъюнктуры рынка.




Программа экономических реформ 1995 года

Вверх



Ключевые слова страницы "Источники финансирования и нормализация денежного обращения" (раздел "Программа экономических реформ 1995 года"):

доллар МММ Механизм подавления инфляции

Семинары

25-26 мая во Франкфурте
состоится семинар КЭЛ

БИОЭНЕРГЕТИКА:
работа с бессознательным


 

30 последних статей
01.06.2014
Кто с кем и за что воюет на Украине?
22.02.2014
Лев Гумилёв и Министерство обороны СССР
30.01.2013
Карта дня: Антисемитизм в Германии «передаётся по наследству»
10.01.2013
"Шведская" семья идеальна для здоровья
26.11.2012
Берия
26.08.2012
Ваучер: 20-летие жёлтого билета
13.08.2012
Государство диктатуры люмпен-пролетариата
06.08.2012
Исповедь экономического убийцы
20.06.2012
К программе Нетократической Партии России
11.06.2012
Дело Тухачевского
15.05.2012
Скандинавский социализм глазами норвежца
23.04.2012
Речь Андреаса Брейвика на суде
30.01.2012
Измена 1941 года
28.12.2011
М. Делягин. Глобализация -16
27.12.2011
Постиндустриальное общество (выдержки из книги Иноземцева) №18
26.12.2011
Россия на перепутье – 14
25.12.2011
Первый после Бога
25.12.2011
Частные армии
25.12.2011
О философичности российского законодательства и неразберихе в умах
23.12.2011
Мифы совкового рока
23.12.2011
Аналитики о перспективах России
23.12.2011
Территориальные претензии Финляндии к России
22.12.2011
Марго и Мастеришка
22.12.2011
По следам маршей
22.12.2011
Смерть нации
22.12.2011
Война судного дня
21.12.2011
Новое Утро Магов
21.12.2011
М. Делягин. Глобализация -15
20.12.2011
Путин как лысая обезьяна
20.12.2011
Перес помогает антисемитам переписывать историю Холокоста


Аналитический Клуб - информационный анализ и управление
[информация, психология, PR, власть, управление]


Copyright © Евгений Гильбо 2004-2024
Copyright © Алексей Крылов 2004-2024
тех. служба проекта

time: 0.0123989582062