Аналитический клуб: анализ информации, управление, психология, PR, власть
Аналитический Клуб
 · О проекте
 · Полиси
 · Авторские Права
 · Правила анализа
 · Архив рассылки
 · Контакты
 · ФОРУМ
Библиотека
 · Общие материалы
 · А.Г.Степаненко
 · Что случилось 11 сентября?
 · Сталин и его время
 · Деградация РФ
 · Противостояние: ВОСТОК - ЗАПАД
 · Россия и Китай
 · Социальные кризисы
 · Военное обозрение
 · История и ее авторы
 · Легендарная эпоха
 · Площадь Свободной России
 · Разное
On-Line
 · Nucleus - бесплатные рассылки
 · Русский бизнес-клуб (РБК)
ШЭЛ
 · Дистанционное образование
 · Стоимость обучения
 · Наука лидерства
 · Лекции вводного курса
Счетчики
Общие материалы

Общие материалы

Сказки про избранников


Сказочная литература во второй половине XX века началась Толкиеном, а кончилась книжками про Гарри Поттера, фильмом "Матрица", а также (если брать что-нибудь из отечественного) аналогичным по конструкции сериалом Макса Фрая про Ехо.

Интересно фундаментальное сходство между основными сюжетами "главных сказок" прошедшего пятидесятилетия.

Собственно, я бы определил это время как переходное от "сказок про героев" к "сказкам про избранников".

Кто такой герой? Это человек, ощутивший в себе "силы нечеловеческие" и оставивший привычную жизнь ради самоутверждения. Персонаж, вполне востребованный в начале прошлого века. "Конан-варвар", ищущий своё королевство - типичный герой. Героями являются и персонажи всякой второсортной "героической фантастики". Есть особый, изобретённый в Америке, подвид героя, не вполне расстающегося с обыденной жизнью и являющегося разновидностью доброго оборотня: "днём он человек, а ночью он Супермен или Человек-Паук".

Совершенно иной является концепция Избранника. Я бы определил её как пассивный героизм. Выражение странное, но осмысленное. Если Герой утверждает свою сверхчеловеческую волю, то Избранника буквально вынуждают участвовать в неких сверхчеловеческих событиях, в которые он сам бы ни за что не полез. За хоббитами Бильбо и Фродо приходит Гендальф и буквально выдёргивает их из "привычного мещанского мирка" в область "страшных опасностей и ужасных приключений". Нео "вытаскивает" из ложной реальности Морфеус. Гарри Поттера, обитающего на Прайвет-драйв, волшебники во главе с Дамблдором буквально вытаскивают из-под контроля семейста Дурсли. Макса... ну сами помните.

Есть деталь: Фродо уводят из глухой деревни, Гарри Поттера - из пригорода, Макса - из московского спального района (напоминаю, авторесса - русофобка, так что стигматизированность героя двойная). Где живёт Нео, непонятно, но тоже явно не в престижном районе. Заметим, как меняется само понятие "захолустья".

Важно, что во всех случаях герои - молодые. Молодость хоббитов подчёркивается дважды: они ещё и "малорослики" (то есть мальчишки). Поттер - настоящий мальчишка, Нео и Макс - старше их всех, но Нео - всё-таки "нежный юноша", а Макс откровенно инфантилен.

Далее. Во всех случаях это происходит почти что против воли героев. То есть им, наверное, хочется смыться от неприглядной действительности, но делать что-то для этого они не хотят и не могут. Только Макс, формально говоря, делает какие-то усилия для того, чтобы переместиться в Эхо, но и то - его "пригласил Старший и предоставил транспорт". За всеми остальными Старший Товарищ приходил лично - чтобы увезти их куда-то "за сто морей", где их ждёт интересная жизнь, полная опасных, но захватывающих приключений.

При желании в этом можно рассмотреть известный гомосексуальный оттенок - но это если специально так прищуриваться. Скорее, здесь имеет место трансформация традиционно женской роли "ждущей девушки" - Золушки или Ассоли (во всяком случае, Поттер - явно Золушка).

Далее. Роль Избранника отличается от роли Героя тем, что Избранник, в общем-то, своих целей не имеет. Он наслаждается тем, что его взяли в Настоящую Интересную Жизнь, но о своём предназначении думает мало (или старается не думать). Иногда он узнаёт, зачем он был нужен, только в самом конце квеста.

Как правило, избраннику предназначена роль жертвы, понимаемой как "расплата за предыдущие удовольствия".

Правда, жертва бывает разной. Кажется, никто из современных сказочников ещё не отнимал у героя жизнь - во всяком случае "прямо и грубо". Скорее, речь идёт о каком-то тяжёлом испытании, связанном с болью и невосполнимыми утратами, после которых возвращение к нормальной жизни невозможно. Измученный и оскоплённый Фродо (понятно ведь, что такое "откушенный палец") не может нормально устроиться в Шире, завести семью и т.п. В конце концов его "увозят на Запад" (то есть на тот свет). Нео (предназначенный для починки кода Матрицы) уже никогда не сможет вернуться в неё (зная, что "оно там всё ненастоящее"). Макс, чьи ностальгические страдания были использованы для укрепления реальности Ехо, обитает в другом мире (опять же "на том свете"), страдая от тоски по Ехо и от невозможности возвращения... Чем кончит Поттер, пока неизвестно - но уже сейчас ясно, что и его ничего хорошего не ждёт.

Остальное, в общем, следует из уже отмеченного. Например, содержание приключений: прежде чем пожертвовать избранником, его нужно хорошенько развлечь, чтобы потом за это спросить. Приключения идут "от простого к сложному": сначала у него всё идёт весело и спорко, потом начинаются трудности, потом, наконец, он узнаёт, зачем он тут понадобился... но уже поздно. "Коньяк пил? Подписывай". Или - странности с любовной линией. У традиционного героя всегда всё в порядке с любоффью и женитьбой в конце. У современного "избранника" - всегда какая-то лажа: то бабы совсем нет, то какая-нибудь такая, что лучше б и не было. И т.п.


Во всём этом интересно только одно: почему, собственно, современные читатели так ведутся именно на такие сюжеты?

Константин Крылов
Дата опубликования: 20.12.2011


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
http://www.analysisclub.ru/index.php?page=schiller&art=2321"


Ключевые слова статьи "Сказки про избранников" (раздел "Общие материалы"):

литература масскультура \"Властелин колец\" приключения кино видео DVD фильмы книги фэнтази

Семинары

НОВЫЙ КАНАЛ ЛЕГЕНДАРНОЙ РАССЫЛКИ
"НАУКА ЛИДЕРСТВА"


БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ
вебинар Е.В.Гильбо


Е.В.Гильбо, Л.Е.Пайдиев
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
КРАХА СССР

книга для поколения Y


БИОЭНЕРГЕТИКА:
здоровье ради успеха
онлайн-клуб


Вебинары Е.В.ГИЛЬБО


КОМПЛЕКТЫ ЗАПИСЕЙ
 СЕМИНАРОВ 2016-2019


РЕАЛЬНЫЙ МИР 2,0:
Система Эффективного Насилия


Мы в Telegram и соц.сетях

30 последних статей
01.06.2014
Кто с кем и за что воюет на Украине?
22.02.2014
Лев Гумилёв и Министерство обороны СССР
30.01.2013
Карта дня: Антисемитизм в Германии «передаётся по наследству»
10.01.2013
"Шведская" семья идеальна для здоровья
26.11.2012
Берия
26.08.2012
Ваучер: 20-летие жёлтого билета
13.08.2012
Государство диктатуры люмпен-пролетариата
06.08.2012
Исповедь экономического убийцы
20.06.2012
К программе Нетократической Партии России
11.06.2012
Дело Тухачевского
15.05.2012
Скандинавский социализм глазами норвежца
23.04.2012
Речь Андреаса Брейвика на суде
30.01.2012
Измена 1941 года
28.12.2011
М. Делягин. Глобализация -16
27.12.2011
Постиндустриальное общество (выдержки из книги Иноземцева) №18
26.12.2011
Россия на перепутье – 14
25.12.2011
Первый после Бога
25.12.2011
Частные армии
25.12.2011
О философичности российского законодательства и неразберихе в умах
23.12.2011
Мифы совкового рока
23.12.2011
Аналитики о перспективах России
23.12.2011
Территориальные претензии Финляндии к России
22.12.2011
Марго и Мастеришка
22.12.2011
По следам маршей
22.12.2011
Смерть нации
22.12.2011
Война судного дня
21.12.2011
Новое Утро Магов
21.12.2011
М. Делягин. Глобализация -15
20.12.2011
Путин как лысая обезьяна
20.12.2011
Перес помогает антисемитам переписывать историю Холокоста


Аналитический Клуб - информационный анализ и управление
[информация, психология, PR, власть, управление]


Copyright © Евгений Гильбо 2004-2020
Copyright © Алексей Крылов 2004-2020
тех. служба проекта

time: 0.0441670417786