Аналитический клуб: анализ информации, управление, психология, PR, власть
Аналитический Клуб
 · О проекте
 · Полиси
 · Авторские Права
 · Правила анализа
 · Архив рассылки
 · Контакты
 · ФОРУМ
Библиотека
 · Общие материалы
 · А.Г.Степаненко
 · Что случилось 11 сентября?
 · Сталин и его время
 · Деградация РФ
 · Противостояние: ВОСТОК - ЗАПАД
 · Россия и Китай
 · Социальные кризисы
 · Военное обозрение
 · История и ее авторы
 · Легендарная эпоха
 · Площадь Свободной России
 · Разное
On-Line
 · Nucleus - бесплатные рассылки
 · Русский бизнес-клуб (РБК)
ШЭЛ
 · Дистанционное образование
 · Стоимость обучения
 · Наука лидерства
 · Лекции вводного курса
Счетчики
Статьи из XX века

Статьи из XX века

Резервы денежного обращения - 98


Система денежного обращения имеет гигантские резервы, опираясь на которые страна выйдет из кризиса

(1998 год)

Е.В.Гильбо, руководитель Центра по разработке комплексных экономических программ "Модернизация"

За последние шесть лет в России практически создана инфраструктура рыночной экономики. В основном решены вопросы регулирования собственности и бизнеса, действуют современные рыночные институты. Конечно, можно было сделать все это грамотнее, можно было и с меньшими социальными издержками - но главное налицо: курс реформ все же проводится.

Но при этом - нищета, социальная напряженность, рост криминалитета и пугающие перспективы. Пять лет нам сверху обещают окончание спада - сначала через полгода, затем через год, два... Теперь обещают, что с 2000 года в стране начнется рост производства на 3-5% в год. При таких темпах нам удастся восстановить уровень 1985 года к 2045...

Реальный уровень жизни по данным официальной статистики продолжает падать на 10-15% в год, а ведь он и так в три с половиной раза ниже дореформенного). Спад производства продолжается, нарастают неплатежи в промышленности, все труднее становится выплачивать пенсии и зарплаты во всех отраслях.

Что это? Неужели провал курса реформ - курса, пользующегося неизменной поддержкой российских избирателей на всех выборах и референдумах? Ведь если результаты так безнадежны, может быть не стоило начинать все эти реформы? Может быть не стоило отказываться от плановой экономики, кормившей нас втрое лучше? Неужели же все делали неправильно?

Нет. То, что делали, делали вполне правильно. Проблема в том, чего не сделали. Проблема заключается в недооценке реформаторами роли самого важного фактора любой экономики - структуры денежного обращения.

Что же творится с деньгами?

Денежное обращение является базой экономики. Чем более высокоструктурирована система денежного обращения, тем более развитую экономику она способна обслуживать, тем больше конечный уровень производства и потребления. Именно с построения новой структуры денежного обращения должны были начинаться любые реформы.

Количественный показатель уровня системы денежного обращения - отношение денежной массы (агрегата М3) к ВВП. Наиболее высок он в Японии - порядка 122%. Для США он колеблется на уровне 97-111%, для европейских стран - 95-106%, для наиболее бедных стран - 10-15%, для Латинской Америки - 25-45%. В СССР он приближался к 65%.

Логика политической борьбы в последний год существования СССР побудила разрушить существовавшую в стране систему денежного обращения. Новая система денежного обращения стала складываться стихийно - в результате зимствований зарубежных институтов и попыток вживить их в раны советской системы. Сложилось так, что специалистов по денежному обращению в составе Правительства и финансовых структур нет, и суть процессов, происходящих в денежном обращении, никем не осознается.

Сложилась плохо структурированная система денежного обращения, способная обращать денежную массу объемом не более 15% легального ВВП (то есть 8% реального ВВП). Превышение этого объема вызывает инфляцию и опять возвращает денежную массу к уровню в 8%.

При таком объеме эффективно денежной массы денег в экономике хронически не хватает. В этом причина ежегодного недосбора налогов. И создавать ВЧК и усиливать зверства налоговой полиции бессмысленно - нельзя взять денег у тех, у кого их просто нет.

А это значит - нет денег в бюджете. Нет денег на инвестиции. Нет денег на выплату зарплат. Значит - снижается платежеспособный спрос, сужается рынок. Продолжается спад производства и сокращение потребления.

Суть структурного кризиса

Отсутствие достаточного объема денежной массы заставляет экономику "упрощаться", приспосабливаться к новой структуре денежного обращения. Происходит не просто циклический спад производства (который может когда-нибудь смениться подъемом). Происходит сброс всех характерных для развитой экономики структур, идет адаптация к условиям афро-азиатской экономической структуры.

Поскольку упрощение экономики - длительный процесс, она пока еще сохраняет определенные элементы высокоразвитой инфраструктуры, оставшиеся от "проклятого застоя". Нынешняя структура денежного обращения не способна эти сферы обслуживать. Возникают так называемые компенсационные круги денежного обращения типа неплатежей или долларовых оборотов. Причем объем неплатежей превышает рублевую массу в 3 раза, а количество долларов - в 2,5 раза.

На сегодня нехватка денежной массы является причиной недостаточности бюджетных средств, невыполнения бюджета, задержки зарплат и невыплаты налогов. Эти проблемы в рамках действующей структуры денежного обращения не могут быть разрешены, а будут усугубляться. Усугубление этих проблем и есть объективный инструмент упрощения экономической инфраструктуры, то есть ликвидации характерных для развитой экономики отраслей - науки, инженерного комплекса, выскокотехнологической индустрии, развитого здравоохранения.

Поэтому-то сегодня кажется такой безвыходной и ситуация с бюджетом. Другого бюджета при существующей структуре денежного обращения быть не может. А этот бюджет означает гибель.

Ловушка для экономистов

Есть два разных вида экономического образования. Первое - образование для исполнителей. Его цель - программирование определенного поведения всех, кто занимается какой-нибудь деятельностью на рынке. Благодаря предсказуемости их поведения можно пользоваться очень широким набором рычагов для управления экономикой. Разумеется, об этих рычагах не знают ни сами исполнители, ни обучающие их профессора. Поэтому система подготовки исполнителя советского по уровню мало отличается от подготовки исполнителя американского. Она не дает возможность глобально управлять экономикой.

Несчастье России заключается в том, что наши реформаторы весьма старательно усвоили систему знаний, предназначенную для американского исполнителя, и свято уверовали в то, что это-то и есть истина в последней инстанции. Когда же они попробовали все это применить на практике, оказалось, что чего-то не хватает для реального результата. Чего-то, чего в учебниках и нобелевских лекциях не содержится.

В начале века в Петербурге была очень сильная школа высшей экономики. Именно она сумела построить в 20-е годы самую высокоэффективную (на тот момент) финансовую систему в мире, а в 30-е годы весьма динамичную экономику. До тех пор, пока были живы создатели советской экономики, она развивалась удивительно эффективно. Небывало быстрое построение современной промышленности, победа в войне, выход в космос - эти забытые ныне успехи были вызваны, конечно, не торжеством марксистской религии, а грамотным управлением экономикой.

Закрытость этой школы сыграла с ней дурную шутку. Закрытые системы деградируют со сменой поколений. Первое - поколение творцов - владеет методом. Второе - эпигоны - владеет системой и знает правила игры в ней. Третье знает уже только способы адаптироваться в этой системе, но не способно адаптировать систему к окружающему миру.

В эту-то ловушку и попала наша экономика. Уход первого поколения со сцены породил застой и неэффективность. Уход второго - жестокий кризис. Четвертое же поколение с самого начала воспринимало эту систему как мертвую и бросилось искать истину в дешевых, рассчитанных на массового читателя американских учебниках. В этих-то учебниках ищутся рецепты, как преодолеть экономический спад, укрепить рубль, снизить налоги, поднять конъюнктуру, избежать дефицита бюджета.

Но как только доходит до дела, оказывается, что все эти благие пожелания обречены пожеланиями и остаться. Экономический спад нельзя преодолеть, потому что невозможно создать хорошую конъюнктуру не отменяя налогов. Налоги нельзя отменить потому, что нет денег в бюджете. Денег в бюджете нет потому что экономический спад.

Для преодоления кризиса неплатежей необходимо увеличить денежную массу, так как он порожден нехваткой денег в экономике. Денежную массу увеличивать бессмысленно, так как тут же раскручивается инфляция, и денежная масса в реальном исчислении сокращается. Опять заколдованный круг.

Создать дешевый кредит нельзя, так как ставка должна быть выше инфляции. Дорогой кредит порождает рост цен вследствие инфляции издержек. Инфляция проявляется либо в форме роста процента либо в форме нехватки кредитных ресурсов ("жесткая экономия"). При любой из этих форм кредит оказывается слишком дорогим, а инфляция издержек выявляется в форме то роста цен, то спада производства. Все это вносит свой вклад в спад конъюнктуры и стимулируется им.

Для бюджетных инвестиций в новые технологии нужны деньги в бюджете. Налоговые же поступления в реальном исчислении сокращаются каждый год в 1,7-1,9 раза. Чтобы были деньги в бюджете, нужно поднять налоги. Но при таких налогах инвестировать становится бессмысленно. Если же снизить налоги, нет денег на инвестиции (да и на текущие расходы уже нет).

Таких кругов противоречий, конечно, несравненно больше. И каждый из них достаточен даже в единственном числе, чтобы обеспечить устойчивый коллапс экономики. А ведь они все взаимосвязаны и стимулируют, усиливают воздействие друг друга. Таковы правила игры.

Все эти круги неразрешимых противоречий обрекают на провал любую попытку улучшить ситуацию. Бездействие приводит к тому, что коллапс экономики идет с постоянной скоростью. Но и любое действие только усугубляет ситуацию.

Символика денег

Наши реформаторы совершенно не осведомлены о сущности денег. Они до сих пор воспринимают деньги как сущность, а не как процесс. И структура этого процесса для них просто не существует.

В учебниках можно всегда найти формулу, в правой части которой стоит объем сделок (или ВВП, или товарной массы, помноженной на индекс цен), а в левой - объем денежной массы, помноженной на некую "скорость денег" или "скорость обращения". Название этого коэффициента неудачно изначально - не бегают же деньги наперегонки! А суть этого коэффициента так никем и не понята.

Правда, Кейнс показал, что он зависит от ставки процента и других показателей, о составе которых идут длительные споры. Коэффициент превратился в функцию, физический смысл которой неясен стал уже совершенно.

В действительности система денежного обращения состоит из различных кругов обращения с разными формулами обращения денег. Между этими кругами существует динамическое равновесие, обеспечиваемое процедурами перетекания.

Разные круги обращения характеризуются разными процедурами обращения денег. Скажем, на потребительском рынке расчеты производятся просто: вынул купюру из кармана, отдал, получил товар.

Иное дело - мелкооптовый рынок. Там хотя ныне тоже рассчитываются наличными, но уже возникают расходы по перевозке больших масс наличности, организации безопасности и т.п. Не правда ли, уже совсем другая скорость обращения, другие дисконты и другие риски? А пару лет назад имела место еще и необходимость конвертации в доллары...

В крупнооптовых расчетах ситуация опять качественно меняется. Либо приходится рассчитываться долларовыми чемоданами, либо гонять по безналу, либо производить взаиморасчеты между счетами в Швейцарии. Здесь уже не обойдешься без бандитов, отставных и действующих ГБшников, стрелок между крышами и других сопутствующих процедур. Соответственно меняются скорости, дисконты, риски и прочие характеристики.

Безналичные расчеты тоже имеют качественные различия в зависимости от суммы. В США об обналичивании сумм свыше 10 тысяч в обязательном порядке извещается полиция, а сумм свыше 50 тысяч - ФБР. Переводы сумм свыше 100 тысяч пристально контролируются Минфином в лице как финансовой разведки, так и контролера по днежному обращению. Кроме того, есть различные страховки, премии, псевдодисконты и т.п.

У нас переводы крупных сумм требуют обязательного контроля какой-либо спецслужбы. Это не мешает деньгам пропадать по дороге, процедура их розыска является чуть ли не обязательной частью перевода как такового. Понятно, что это находит свое отражение в формуле обращения, определяя реальное время перевода, дисконт по этому времени, штрафы, санкции, пени, риски и страховые премии.

Кредитное дело тоже сводится к обычным ростовщическим операциям лишь в случае мелких сумм. При крупных суммах не только существуют десятки страховок, премий и накруточек. Между открытием линии и фактическим перечислением денег выполняется еще множество процедур.

Можно долго рассказывать об особенностях взаиморасчетов предприятий (в том числе об экзотическом обороте неплатежей), инвестиционных расчетов, пенсионных и социальных выплатах, бюджетных операциях и т.п. Важно усвоить главное: во всех этих кругах обращения разные формулы обращения, разные по сути деньги. Перетекание денег из одного круга в другой, превращение их в из одной формы в другую тоже определяется определенными процедурами и формулами. В целом все они и составляют формулу денежного обращения.

Неплатежи составляют форму денег в нашей экономике. Если нет бубликов, обращаться могут и дырки от бублика. Неплатежи оказываются и средством взаиморасчетов, и средством тезаврации, хотя и привязаны к рублю как к эквиваленту. Их появление связано с тем, что Гайдар разрушил ту процедуру перетекания денег из этого круга обращения в "более низкие" (на потребительский рынок), которая обеспечивала статическое равновесие. В результате все рубли, появившись в этом круге расчетов, мгновенно вытекают на потребительский рынок. Для обеспечения взаиморасчетов в отсутствие рублей предприятия эмитируют свои долговые обязательства (часто безбумажные), которые и называют неплатежами.

Сегодня неплатежей в нашей экономике обращается около 900 триллионов рублей. Самих же рублей чуть более 300 триллионов.

В 1992 году ЦБР попытался развязать неплатежи, снабдив предприятия рублями. Рубли мгновенно перетекли на потребительский рынок с последующей дикой инфляцией, а взаиморасчеты предприятий продолжают обеспечиваться неплатежами. С тех пор создаются десятки правительственных комиссий по этому вопросу, которые так и не сумели этот вопрос корректно сформулировать.

А пока вещи не будут названы своими именами, говорить, что Правительство контролирует ситуацию в экономике, не приходится.

Синтез современной структуры денежного обращения

Итак, денежное обращение содержит огромные резервы. Именно умение их использовать отличает развитую страну от нищей. Наша нищета определяется плохой структурированностью системы денежного обращения, способной обращать лишь 8% реального ВВП, вместо 95-120%, свойственных развитым странам. Следовательно, необходимым и главным условием начала экономического подъема является реформа системы денежного обращения.

 Выход из ситуации очевиден. Это - синтез современной структуры денежного обращения, которая позволит добиться скорейшего экономического расцвета. Причем затраты на финансовую реформу нужны минимальные.

Результатом создания эффективной структуры денежного обращения будет рост денежной массы за несколько лет с 10% до 110% ВВП. Этот рост будет безинфляционен, то есть в сфере денежного обращения будет создана добавленная стоимость, равная примерно 100% годового ВВП. Уже в первый год чистая прибыль от финансовой реформы в масштабах страны может составить порядка 900 трлн. рублей (объем вытесненных неплатежей).

Появление такого источника финансирования бюджета позволит отказаться на несколько лет от налогов, что резко улучшит экономическую конъюнктуру. Направив эти средства на рост зарплат примерно в полтора раза, а также на восстановление нормального финансирования НИОКР и военных закупок, можно вызвать в стране резкий рост платежеспособного спроса, который сделает российский внутренний рынок самым доходным и привлекательным для инвестиций - как отечественных, так и иностранных. Останутся в бюджете огромные средства и на госинвестиции, которые следует направить на внедрение новейшей техники. В результате начнется бурный рост экономики, уже через три года будет превзойден доперестречный уровень жизни и производства, но на новой структурной основе, обеспечивающей дальнейший рост.

Таково оптимальное в нынешней ситуации решение проблемы финансирования, упорно предлагаемое нами с 1991 года и столь же упорно отвергаемое. Другого все равно не будет. Речь идет лишь о том, раньше или позже придется обратиться к нашим рецептам. Когда денег не хватит на содержание армии? или органов МВД? или аппарата президента?

Первый этап реформы

Как же провести реформу? Как начать структурирование?

У власти в России сегодня есть для этого только два рычага - инструкции Центробанка и бюджет, налоговое законодательство. Посмотрим как их можно применить на практике.

На первом этапе реформ необходимо поднять конъюнктуру рынка, ослабить налоговый гнет, найти источники для финансирования не только расходов бюджета, но и инвестиционных программ.

Все эти противоречивые на первый взгляд требования удовлетворить можно. Деньги может дать проведение первого этапа предлагаемой нами финансовой реформы. Этот этап почти не требует серьезных организационных и структурных затрат. Он затронет только один круг денежного обращения - взаиморасчеты предприятий. Нормализация ситуации здесь даст немедленный эффект.

Восстановить статическое равновесие в этом круге уже невозможно (см первую часть статьи). Значит, надо найти динамическое равновесие.

Что же мы предлагаем?

1. Четко определить понятие "Фонда производственных оборотных средств" (ФПОС) и расписать порядок его расходования. Короче, эти деньги могут идти только на взаиморасчеты между предприятиями, не могут проедаться, идти на зарплату и социальные выплаты и т.п.

2. Установить норматив отчислений части добавленной стоимости, произведенной предприятием, его доходов, в этот ФПОС. Норматив должен быть добровольным, но его выполнение должно влечь льготу - освобождение от 100% НДС и налога на прибыль и даже от их исчисления. До тех пор пока норматив выполняется.

Понятно, что связывание части денег предприятия в ФПОС и ограничение на их использование - вещь неприятная. При обычных условиях все директора на этот закон наплюют или найдут способы легального обхода. Но если выполнения норматива будет добровольным и влечь льготу в размере 100% страшных гайдаровских налогов - дело другое. В распоряжении предприятия оставляют такие деньги, всего-то навсего несколько ограничивая их использование! Очевидно, этой льготой предпочтут воспользоваться 100% предприятий.

Выполнение норматива будет означать запуск процесса откачки денег из других кругов обращения в круг взаиморасчетов предприятий. Естественно, обернувшись там один-полтора раза, этот рубль будет возвращаться на потребительский рынок (так как поставщик зачисляет в свой ФПОС только определенную нормативом часть полученной суммы). Но это будет компенсироваться откачкой в этот круг средств с потребительского рынка. Так установится динамическое равновесие.

Рубль, как более привлекательное платежное средство, чем неплатежи, будет очень быстро вытеснять их. Фактически сразу же, как в ФПОСах появятся деньги, партнеры откажут в поставках за неплатежи. Произойдет ремиссия неплатежей.

Процесс постепенного перехода к динамическому равновесию займет три-шесть кварталов. За этот срок с потребительского рынка и из других кругов ФПОСы как гигантский пылесос высосут 900 триллионов, которые заместят вытесняемые неплатежи. Чтобы поддержать равновесие, за тот же срок надо эмитировать в эти круги обращения эти самые 900 триллионов. Понятно, что от такой эмиссии объем денежной массы в этих кругах не возрастет, а значит инфляции не будет. Доход от эмиссии этих 900 триллионов будет чистым доходом казны.

Безналоговое финансирование бюджета

Но ведь 900 триллионов - это в три раза больше, чем планирует собрать своими драконовскими налогами Черномырдин! Отказываясь от НДС и налога на прибыль в форме льготы, стимулирующей создание ФПОСов, мы втрое увеличиваем доходы бюджета. Заодно можно отказаться и от всех налогов с населения, исчисление и сбор которых уже обходятся дороже их размеров.

Итак, три года мы можем жить только засчет добавленной стоимости, создаваемой при нормализации денежного обращения и таможенных сборов. Только засчет одной, самой первой меры на этом пути! Другие меры также дадут доход, который позволит еще на несколько лет продлить оффшорный режим. Кроме того, и после возвращения к налогам, их тяжесть при налаженном денежном обращении не будет идти ни в какое сравнение с нынешней. Времена Гайдара и Черномырдина будут вспоминаться как кошмарный сон.

Государству, конечно, придется с грустью расстаться с расплодившейся за годы реформ армией налоговых инспекторов и налоговых моно- и полицейских. Социальные последствия такого шага столь серьезны, что вся эта армия может заблокировать (и уже сегодня блокирует) процесс нормализации денежного обращения. Очевидно, надо предусмотреть отступного и за счет возросших доходов бюджета предусмотреть специальный фонд на возмещение указанным лицам всего объема их зарплат и взяток, а также на создание для них синекур.

Ликвидация налоговых органов в той форме, в какой они есть сегодня, будет устранением одного из важнейших препятствий на пути развития предпринимательства и привлечения капиталов. В дальнейшем эти органы тоже в такой форме и объеме не понадобятся, так как новое законодательство о финансовой дисциплине позволит ввести безакцептную форму налогообложения, резко сократить номенклатуру налогов, облегчить процедуру их исчисления, исключить спорные ситуации, порождающие коррупцию.

Новая концепция бюджетных расходов

Новая концепция бюджетных расходов прямо противоположна концепции "жесткой экономии". Предпосылкой для этого является появление достаточных финансовых ресурсов в бюджете.

Важно не только, где взять деньги для финансирования бюджета. Важно их эффективно потратить. Для этого место черномырдинского принципа "жесткой экономии" должны занять три принципа бюджета расширенного воспроизводства:

1. Стимулирование спроса через реальное повышение уровня жизни.

2. Проведение активной инновационно-инвестиционной и структурной политики.

3. Превращение федеральных инвестиций в основной инструмент строительства современной рыночной экономики.

Для развития нормальной, ориентированной на покупателя экономики нужен платежеспособный спрос как со стороны населения, так и со стороны государства - основных конечных потребителей. Для государства его обеспечивает бюджет, для потребителя - зарплвты и социальные выплаты. Поэтому предлагаемая нами концепция экономических реформ содержит механизм реального повышения уровня жизни в стране.

После трагичного падения в три с половиной раза в 1992 году уровень в жизни в России реально не повышается. Происходит только процесс перераспределения доходов, при котором узкий круг социальных групп восстанавливает и изредка превышает догайдаровский уровень жизни за счет обнищания работников бюджетных сфер и крупной промышленности.

Поэтому мы предлагаем в первый же год серьезно увеличить (примерно в полтора раза в реальном исчислении по сравнению с 1996 годом) реальные доходы работников бюджетных сфер. Кроме того, увеличение госзаказа и инвестиционной активности государства приведет к росту реальных доходов работников промышленности и строительства.

В этих условиях резко возрастет платежеспособный спрос населения. Та его часть, которая будет направлена на приобретение дорогих импортных товаров, будет стимулировать импорт и возвращаться в доход государства через механизм импортных пошлин. В то же время большая его часть будет направлена на приобретение товаров отечественных производителей, что повлечет расширение производства товаров народного потребления путем задействования простаивающих мощностей и реальной конверсии.

Таким образом, будет обеспечено реальное и существенное расширение внутреннего рынка России.

Федеральные расходы на НИОКР должны составить не менее 2% ВВП. Источники средств для этого описаны выше. Этот объем финансирования позволит начать процесс восстановления научного потенциала России.

Инвестиции

Основой индустриальной политики станет ориентация на массированную инновационную деятельность.

Факт уничтожения прежнего научно-промышленного потенциала СССР за 1992-1996 годы, являясь несомненно прискорбным, открывает тем не менее весьма радужные перспективы. Это связано с тем, что устоявшаяся промышленная система, вообще говоря, слабо восприимчива к инновациям и в связи с этим начинает проигрывать в конкурентной борьбе менее устоявшимся. В этом причина серьезного технологического отставания СССР в 70е-80е годы, технического отставания США в 80е-90е годы, технического отставания Великобритании после первой мировой войны и т.п.

Разрушение технологического потенциала нашей страны дает нам возможность ставить задачу не столько его восстановления, сколько строительства принципиально нового, на новой технологической основе. Такая постановка задачи позволяет при формировании этого нового научно-промышленного потенциала использовать все фундаментальные результаты, открытия, изобретения, технологии последних десятилетий. Интегральное использование всей суммы инноваций позволит создать принципиально новую производственную систему.

В частности, по экспертным оценкам, строительство к 2000 году такой научно-промышленной системы в национальном масштабе вне зависимости от форм собственности и организации присвоения приведет к удешевлению основных фондов в промышленности в целом в 6-9 (!) раз. Это позволит преодолеть довлеющую над мировой экономикой с конца 70х годов тенденцию коллапса прибылей.

Поэтому надо предусмотреть в бюджете большое количество федеральных инновационно-инвестиционных программ в области промышленности, транспорта и связи. Основной целью их реализации должен быть принципиально новый уровень отечественной техники.

В общей сложности федеральные инвестиции могут составить в первый же год 23-25 миллиардов брежневских рублей (270-300 трлн. руб. в нынешних ценах). Большие объемы федеральных инвестиций страна освоить пока не в состоянии.

Такие масштабы государственного инвестиционного процесса в сочетании с протекционизмом, оффшорной зоной и стимулированием спроса повлекут рост местных, частных и иностранных инвестиций. Общий объем инвестиций по самым скромным оценкам составит в этом случае не менее 800 триллионов рублей за год (в ценах конца 1996 года).

Кому выгодна и невыгодна финансовая реформа?

Итак, выход из ситуации есть и он может быть реализован уже сегодня. Кто от этого выиграет и кто проиграет?

Выиграют те, кто живет с внутреннего рынка.

Выиграют те, кто получает зарплату из бюджета. Они будут получать зарплату в срок, да и сама зарплата будет существенно выше.

Выиграют российские производители - расширится платежеспособный спрос на их продукцию.

Выиграют российские коммерсанты. Вырастут обороты, поднимется конъюнктура. Прибыль вырастет в несколько раз.

Выиграют банкиры. В несколько раз расширится денежная масса, финансовые оброты. Вырастут их доходы. Прекратится перманентный банковский кризис и вечная опасность банкротства, делающая их рабами начальства.

Выиграет культура. У коммерсантов, банкиров и в бюджете появятся деньги на затратные культурные и социальные проекты.

Выиграет страна, появятся деньги на обеспечение ее безопасности.

Выиграют военные. Им не придется голодать, улучшаться условия службы и ситуация с жильем.

Выиграют воры. Будет, что воровать.

Выиграют спецслужбы. Вырастут все источники их финансирования.

А кто же проиграет?

Те, кто не зависит от конъюнктуры внутреннего рынка и живет засчет операций на внешнем. Их доходы от улучшения ситуации внутри страны не вырастут. Вырастут доходы их внутренних конкурентов. А значит - вырастет их экономическая активность и сила в борьбе за власть. Если экономическая ситуация в стране начнет улучшаться, компрадоры рискуют потерять все. Поэтому они и осуществляют политику угнетения внутренней конъюнктуры.

Таким образом, кризис в стране сегодня имеет прежде всего субъективно-политические причины. Как только они исчезнут, возникнут условия для немедленного улучщения конъюнктуры и финансовой ситуации, для бурного экономического роста и повышения уровня жизни.

Евгений Гильбо
Дата опубликования: 06.02.2006


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
http://www.analysisclub.ru/index.php?page=articles1995&art=2362"


Ключевые слова статьи "Резервы денежного обращения - 98" (раздел "Статьи из XX века"):

Денежное обращение

Семинары

25-26 мая во Франкфурте
состоится семинар КЭЛ

БИОЭНЕРГЕТИКА:
работа с бессознательным


 

30 последних статей
01.06.2014
Кто с кем и за что воюет на Украине?
22.02.2014
Лев Гумилёв и Министерство обороны СССР
30.01.2013
Карта дня: Антисемитизм в Германии «передаётся по наследству»
10.01.2013
"Шведская" семья идеальна для здоровья
26.11.2012
Берия
26.08.2012
Ваучер: 20-летие жёлтого билета
13.08.2012
Государство диктатуры люмпен-пролетариата
06.08.2012
Исповедь экономического убийцы
20.06.2012
К программе Нетократической Партии России
11.06.2012
Дело Тухачевского
15.05.2012
Скандинавский социализм глазами норвежца
23.04.2012
Речь Андреаса Брейвика на суде
30.01.2012
Измена 1941 года
28.12.2011
М. Делягин. Глобализация -16
27.12.2011
Постиндустриальное общество (выдержки из книги Иноземцева) №18
26.12.2011
Россия на перепутье – 14
25.12.2011
Первый после Бога
25.12.2011
Частные армии
25.12.2011
О философичности российского законодательства и неразберихе в умах
23.12.2011
Мифы совкового рока
23.12.2011
Аналитики о перспективах России
23.12.2011
Территориальные претензии Финляндии к России
22.12.2011
Марго и Мастеришка
22.12.2011
По следам маршей
22.12.2011
Смерть нации
22.12.2011
Война судного дня
21.12.2011
Новое Утро Магов
21.12.2011
М. Делягин. Глобализация -15
20.12.2011
Путин как лысая обезьяна
20.12.2011
Перес помогает антисемитам переписывать историю Холокоста


Аналитический Клуб - информационный анализ и управление
[информация, психология, PR, власть, управление]


Copyright © Евгений Гильбо 2004-2024
Copyright © Алексей Крылов 2004-2024
тех. служба проекта

time: 0.0110249519348