Первый после Бога
После потрясшего воображение зрителей дебюта, фильма Зеркальные войны , возродившего к жизни фильмы категории «Гэ», выдающийся отечественный режиссер Василий Чигинский, не так давно снимавший эпохальные телепередачи про компьютерные игрушки для приставки «Дэнди», решил сделать по-большому. Он обратился к теме нашего славного прошлого и заснял «военно-патриотический» блокбастер о подвигах советских подводников во время Великой Отечественной.
Грамотная рекламная компания
Чтобы настоящий блокбастер был по достоинству оценен публикой, крайне важно грамотно провести рекламную кампанию. Ведь если не орать на каждом углу «Вы увидите мега-шедевр, затмевающий ВСЁ созданное в Голливуде!!!» - многие зрители решат, что их в очередной раз накормили говном с лопаты. А вот если орать про шедевр по государственным каналам, то наоборот, многие зрители будут счастливы тому, что им показали шедевр. Народ у нас добрый, доверчивый.
Рекламную кампанию надо начинать как можно раньше. Фильм «Первый после Бога» начали рекламировать многозначительным плакатом, на котором через перископ подводной лодки виден некий броненосец времён первой мировой. А фильм, напомню, про советских подводников. Стало быть, фильм про охоту на броненосцев врёмен первой мировой – именно их будет топить главный герой, многозначительно взирающий с плаката.
Рекламная кампания должна сосредоточиться на самом главном: рассказать будущим зрителям о том, что после столетий лжи и обмана им наконец-то покажут правду! Вот что написано в буклетике:
«Первый после Бога» - фильм о войне. И так же, как на войне, в нём есть всё – боль и надежда, героизм и подлость, дружба и предательство, выбор между страхом и подвигом, между долгом и любовью.
Трудно сказать, в каком жанре снята картина – есть в ней и детективная линия, и любовная, и героико-эпическая, есть и то, что называют «экшн» - насыщенное, напряжённое действие, высокобюджетные батальные сцены, сложнейшая компьютерная графика.
Любителям детектива будет интересно проследить за судьбой главного героя картины, капитана Маринина, дворянское происхождение которого сделает его объектом охоты не только у врагов, но и своих. Любителей мелодрамы ждёт любовный треугольник, который сложится у главных героев картины. Любители психологической драмы получат удовольствие, наблюдая за сложными нитями взаимоотношений, связывающих всех героев картины. И, наконец, огромное удовольствие получат любители приключений и масштабных батальных сцен – такого количества взрывов, морских боёв, сложнейших декораций давно уже не было в российском кино.
Самое главное в этой картине то, что она настоящая. Про настоящих людей, настоящую историю и настоящую войну. Это честный и качественно снятый фильм.
Вот так вот: вниманию зрителей предлагается честный, а главное – качественный фильм. Ну, я посмотрел.
И со всей ответственностью заявляю: действительно, очень трудно сказать, в каком жанре снята эта картина.
Блокадница и тема «любви по-русски»
Язык кино – вещь, как известно, особенная. Один режиссёр владеет им мастерски, другой владеет плохо, а третий – вообще никак. Персонаж номер три вместо языка кино использует поясняющие надписи типа «И они поженились». А поскольку кино теперь звуковое, то можно за кадром начитать поясняющий текст. Применение самого тупого приёма кинематографа наглядно иллюстрирует способности режиссёра.
Закадровое повествование в фильме ведётся от лица некой предположительно юной блокадницы. Блокадницу играет Лиза Боярская – перспективная дочка Михаила Боярского, она же – один из углов «любовного треугольника». В отличие от бати, Лизавета ходит без ч0рной шляпы. Но так же как папа не стесняется сниматься во всяком шлаке. На блокадницу Лизавета не похожа совсем: у выживших после лютого голода лица несколько иные.
В моей квартире (коридор тридцать метров, двадцать жилых комнат), например, до войны жило 88 (восемьдесят восемь) человек. После блокады в живых осталось трое тётенек. Одна работала в госпитале, другая – в столовой, третья – на хлебозаводе. Все остальные жильцы, кто был не при еде, умерли. На фотографиях тех лет тётенек опознать невозможно – настолько не похожи оголодавшие люди на самих себя.
Но Лизавета Боярская уверенно компенсирует толщину блокадного лица актёрскими навыками: на камбузе счищает с картошки кожуру такой толщины, что меня, не-блокадника, за такую чистку картошки родители в детстве взгрели бы. А в армии – убили бы точно. В кармане оголодавшей блокадницы – сухари, а картошку чистит как топором. Процесс чистки заснят со знанием дела, полное уважение всему съёмочному коллективу.
Начистив картошки, Лизавета полностью раскрывает тему «настоящей любви русской женщины»: весь фильм отожранная блокадница как умалишённая носится по военной базе взад-назад, страдая по командиру подводной лодки Маринину и время от времени разражаясь истеричными рыданиями.
Любовь, понятное дело, безответная – как положено. С милым ей не удаётся даже разок словом перекинуться. Не говоря уже о вещах более интересных. Вот такая непростая у Лизаветы роль.
Главный герой
Командира подводной лодки играет Дмитрий Орлов – крепкий юноша с клоком мелированой шерсти на голове. Мелирование должно было за небольшие деньги изобразить преждевременную седину. Однако у мелирования не получается. Видимо, на гримёров денег не хватило. Толковых, или хотя бы знающих как выглядит седина, нанять не получилось.
Изображать командира подводной лодки у юноши не получается решительно. Поэтому он не играет командира, а изображает самого себя, как это принято у большинства нынешних актёров. Таких командиров, судя по всему, выпускают на курсах режиссёров. Или актёров. Ну, таких, которых даже собственная жена не уважает, не говоря уже про матросов.
Но несмотря ни на что, выдающиеся личные качества капитана Маринина раскрыты актёром в полной мере: в свободное от выходов в море время герой беспробудно пьёт. Нажравшись с флотскими товарищами, они всей гурьбой посещают притон на территории вражеского государства, где советские офицеры пьют до посинения и вступают в беспорядочные половые связи с местными. Налицо прогресс: у Бондарчука была всего одна шлюха, а тут – уже целое отделение! Прогресс в отечественном кинематографе налицо.
«Второй угол» заявленного любовного треугольника – похотливая шведка (Ирен Бьёрклунд), с которой герой регулярно зависает в бардаке. Резвясь в шведской койке, герой самовольно покидает территорию базы на несколько суток. Шведка, понятно, от советского военнослужащего в экстазе: он её дрючит так, что ломает надёжную шведскую койку, на которой, судя по всему, многочисленные поклонники интенсивно драли ещё шведкину бабушку. Полный восторг!
В сексуальном угаре шведка шлёт подальше своего заграничного жениха, который подарил ей гостиницу, приспособленную шведкой для половых утех советских офицеров. Герой тоже не теряется – шлёт подальше посыльного с базы, который ищет его для срочного выхода в море. Яростно совокупляясь со шведкой, герой, что характерно, вообще ни разу не вспоминает про «первый угол» - Лизавету Боярскую.
Бравому командиру не до выходов в море – настолько сильно он занят пьянством и удовлетворением похоти. На фоне такого поведения неподдельное удивление вызывает всеобщее восхищение героем окружающими и командованием. Зрителю несколько неясно, с чего вот этот алкаш и бабник – герой?
Единственное объяснение – отменный пассаж о том, что он один проходит минные поля, потому что ему везёт. А остальным значит, не везёт - они на минах подрываются.
Советские офицеры
Командиры остальных подлодок службу несут чётко: днём – серьёзная пьянка, вечером – заезд к проституткам. Конечно, всё это с командующим во главе. Роль командующего исполняет обычно неплохой актёр Гостюхин, который в данном фильме как будто не в себе. Командующий сам не прочь принять на грудь стакана три-четыре в любое время суток и, будучи в чине капитана первого ранга, страшно расстраивается, когда не удаётся посетить публичный дом в компании лейтенантов – не смотри, что коммунист.
В промежутках между посещениями борделя коммунисты и комсомольцы из числа флотских офицеров играют в офицерском же клубе в карты – понятно, на деньги.
Единственный луч света в этом темном царстве – персонаж Рама из «Бумера», который хотя бы отдаленно напоминает флотского офицера. Но на его подводную лодку напал немецкий самолёт, метко сбросивший прямо в идущую под водой лодку авиационную бомбу, которая жахнула под водой как глубинная. Специально приглашённую звезду из самого дорогостоящего блокбастера быстренько утопили
Кровавая гэбня
Итак, на базе советских подводных лодок царит полный беспредел. Единственный толковый офицер гибнет, потому что ему «не повезло». «Везучий» Маринин постоянно в самоволке, бухает и отважно прячется от начальства. Остальные офицеры бухают и бегают по шлюхам вместе с начальством. Спрашивается, куда смотрит СМЕРШ? Зритель невольно задаётся вопросом: как такое получилось, что их до сих пор не расстреляли кровавые упыри из НКВД?
Как раз об этом повествует заявленная выше детективная линия: на базу заезжает мега-упырь, целый майор НКВД по фамилии Шарабидзэ в исполнении актёра Михаила Гомиашвили. Для разминки он подвергает пыткам двух несчастных членовредителей, склоняя одного из них к аморальному сотрудничеству. Во время пыток подчиненные майору упыри мрачно жрут консервы – не иначе как изготовленные кровавой гэбнёй из мяса младенцев правозащитников.
Внезапно выясняется, что алкаш и бабник Маринин – из благородных! Не из какого-то там тупорылого быдла колхозного как все остальные вокруг него, не из мужичья сиволапого, а существо высшего порядка – дворянин! Медалей «за родовитость» как у собаки нету, но запись в личном деле – есть. Как говорил Никита Михалков в одном известном фильме «это многое объясняет».
Что поразительно, майору НКВД никакого дела до посещения личным составов базы подводников борделей на территории враждебного государства нет! Майор действует как полный идиот: бегает по тюрьме и стреляет по крысам – gangsta style! Очевидно, режиссёр смотрел какие-то фильмы про негров, но вот оружия в руках не держал отродясь.
В свободную минуту майор занят не пресечением морального разложения личного состава, а проведением крайне странной оперативной комбинации по выявлению преступной связи Маринина со сбежавшим за кордон марининским братом. Оперативная комбинация по уровню задумки/исполнения достойна прапорщика из конвойных войск. Сценаристу – глубочайшее уважение, голова.
Есть мнение, таких идиотов для НКВД готовят там же, где идиотов-подводников: на режиссёрских курсах. Вместе со сценаристами.
Подвиг
И вот, где-то уже к концу фильма, когда зритель окончательно поверил, что «приключений и масштабных батальных сцен» увидеть не удастся, дворянина под угрозой расстрела таки отправляют выполнять прямые обязанности – топить немцев.
Легендарная «везучесть» снова даёт о себе знать. Мало того, что Маринин без проблем просачивается сквозь минные поля, он успешно топит вражеский транспорт «Атилла», а под занавес затевает артиллерийскую дуэль в надводном положении с целой вражеской эскадрой.
Во время дуэли он, конечно, находится возле палубного орудия и показывает верным матросам пальцем куда надо стрелять. Удивительно, что при этом не ведёт по вражеским кораблям ураганный огонь из своего пистолета – gangsta style! Ведь очевидно, что это дало бы нашей подводной лодке серьезный перевес в огневой мощи. Но он как дворянин не мог воспользоваться таким коварным приёмом.
Картина боя, как и обещали, насыщена сложнейшей компьютерной графикой. Точнее насыщена тем, что создатели фильма называют сложнейшей компьютерной графикой. В стиле «из картона лобзиком выпиливали». Созданием этой роскошной графики занималась студия Муха под руководством В. Мухаметзянова. Если я правильно думаю, раньше гражданин Мухаметзянов выпускал журнал комиксов под названием Муха. Осмелюсь заметить, комиксы получались значительно лучше.
В самый ответственный момент артиллерийского сражения на помощь отважному дворянину приходит авиация союзников. Надо понимать, советские лётчики в это непростое время суток бегали пьяные по шлюхам, им было не до войны. А тут ведь дело такое – дворянин погибает, и потому союзники приходят на помощь! Но, в конце концов, они – дворянин и союзники – войну выигрывают, а потом ещё и возвращаются на свои базы.
Бестолковому энкавэдэшнику ничего не остаётся, кроме как скрипя зубами признать геройство героя и убраться к себе в тюрьму, в бессильной злобе стрелять по крысам.
А наевшей хомячьи щёки блокаднице так ничего и не обломилось! Про неё герой за весь фильм не вспомнил ни разу. Да и про шведку забыл. Но очень, очень непростая роль досталась Лизавете Боярской – читать текст по бумажке и бегать по причалу, зверски вытаращив глаза.
Историческая справка
Фильм, конечно же, основан на реальных событиях. Это хороший тон в сегодняшнем российском кино. Делается это так: берётся действительный факт (была война), поверх него лепится наиболее тупая ахинея, которую может выдать мозг так называемого сценариста, а потом выдаётся зрителю как «правда о войне». Если зритель говорит «Блин, да что это за херня?!» - немедленно следует ответ, что это художественный фильм, что это вообще не про войну, а про крепкую дружбу на войне. Честный и, как было заявлено выше, качественный фильм.
У капитана Маринина, который крепко дружил со шведкой под одеялом, имеется настоящий прототип – капитан Маринеско. Капитан Маринеско воевал, но вёл себя примерно так же, как Маринин: сильно пил, нарушал дисциплину, сбегал в самовольные отлучки. За очередную такую отлучку его должны были отдать под трибунал, но вместо этого послали в море – искупать вину.
Во время того похода капитан Маринеско утопил два германских транспорта: «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен». Однако под конец войны за халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность капитана Маринеско отстранили от занимаемой должности и понизили в воинском звании до старшего лейтенанта. А после войны ещё и посадили – по уголовному делу.
Нынешнему зрителю это трудно понять: а чё тут такого? Подумаешь, выпил человек! Подумаешь, ушёл с базы куда хотел! Мало ли, что его сутки не было – может, человеку так хотелось! Трибуналы какие-то, разжалования, отстранения от должностей! Ясное дело – происки кровавой гэбни, которая только и ждёт случая унизить и замарать героя!
Однако, при ближайшем рассмотрении, и «проступок» оказывается преступлением, и «герой» - не совсем героем.
Как-то так получилось, что тогда шла война. А на войне действуют законы военного времени. И отсутствие командира в течение суток каралось расстрелом, ибо случись чего – лодка и команда на месте, а выход в море невозможен. Соответственно, выполнение боевой задачи сорвано.
Капитан Маринеско неплохо воевал. Но тогда на Балтике действовали и значительно более суровые парни из числа советских подводников. Правда, водку они пили не так яростно, да по бабам не бегали. А на «Вильгельме Густлове», как потом выяснилось, кроме пары тысяч германских военных находилось около шести тысяч гражданских, в том числе – женщин и детей.
Да, понятно, что Маринеско об этом знать не мог, а потому имел полное право атаковать транспорт: специальных «гражданских» знаков на нём не было, средства для борьбы с авиацией и судами противника – были, плюс корабль шёл в сопровождении конвоя. Более того: утопил – и правильно сделал.
А.А. Крон цитирует в своей книге Капитан дальнего плавания слова Маринеско:
— Когда я слышу разговоры о моей везучести, меня они не сердят, а смешат. Я не Суворов, хотя тоже мог бы ответить по-суворовски: раз повезло, два повезло, положите что-нибудь и на умение... Но когда до меня доносится шепоток: а не варварство ли подкрадываться к беззащитным торговым судам и отправлять их на дно? — меня этот шепоток оскорбляет до глубины души. А еще говорят так: то ли дело гордые соколы, наши летчики, там честный поединок, побеждает сильнейший... Я летчиков уважаю, а в одном отношении даже завидую — они дерутся на глазах у всего народа, любой мальчишка понимает, что такое воздушный бой. Правда, насчет "честного поединка" обольщаться тоже не следует: случится троим напасть на одного, нападут за милую душу... Почему-то часто забывается, что основная ударная сила воздушного флота не истребители, а штурмовики и бомбардировщики, и что по сравнению с торпедой обычная авиабомба — оружие гораздо более опасное для мирного населения. В военное время море не место для прогулок, а театр военных действий. Всякий корабль, вышедший в море, выполняет военную задачу, даже если этот корабль не военный, а только военизированный. Всякий человек, ступивший на палубу такого корабля, понимает, что он может стать объектом атаки — и с воздуха, и из морских глубин. О каком невооруженном противнике может идти речь? Прежде чем добраться до противника, подводная лодка ежечасно подвергается смертельной опасности от мин, сетей, катеров — охотников за подводными лодками, самолетов, береговой артиллерии... Намечая цель для атаки, командир твердо знает: чем крупнее и значительнее цель, тем сильнее она будет защищена конвоем из боевых кораблей. Против них одна защита — скрытность, маневр. Я знаю, какие потери несла во время войны наша авиация, но потери подводников не меньше, вспомните, что из всех "эсок" на Балтике дожила до Победы только одна — наша "тринадцатая". А насчет того, что на транспортах, бывает, гибнут непричастные к войне люди... гораздо меньше, чем при обстреле или бомбежке городов. Во время войны суда не возят пассажиров, отходя от пирса, они решают определенную военно-стратегическую задачу — доставить войска, оружие, боеприпасы, сырье для военной промышленности. Всякий, кто ступил на палубу такой посудины, знает, на что он идет. Настоящий моряк это понимает и никогда не будет болтать про беззащитность. После мобилизации, в сорок шестом, я плавал помощником капитана на сухогрузном транспортном судне. Рейсы однообразные: Ленинград — Щецин и обратно. Грузы были разные, но обратным рейсом всегда брали уголь, грузили уголь пленные немцы, их тогда в Польше было много. За погрузкой я наблюдал сам. Ходил в рабочем кителе, но с орденом Ленина. Перед обедом подходит ко мне боцман и показывает мне на одного из грузчиков — будто бы этот немец меня знает и хочет поговорить. Это показалось мне странным — знакомых немцев, помнится, у меня никогда не было. А боцман твердит свое: встречался, говорит, с Маринеско и хочу сказать ему два слова. Ладно, говорю, пригласи его ко мне в каюту. Вошел ко мне человек среднего роста, белобрысый, лицо обветренное. Вытянулся по-военному, щелкнул каблуками. Представился: обер-лейтенант такой-то. "Это правда, что вы Маринеско?" — "Да, — говорю, — Маринеско". — "Тот самый "Густлов" капут?" — "Было дело", — говорю. "Можно пожать вашу руку?" Разговорились. Оказалось, что этот немец — обер-лейтенант, подводник. Фашистом никогда не был. Служил в учебном отряде подлодок в Пиллау, должен был идти со своим отрядом на "Густлове", но в последние минуты перед отплытием получил приказ перейти на сопровождавший "Густлова" миноносец: там заболел штурман. С мостика миноносца видел взрывы наших торпед, а затем участвовал в поиске и бомбежке "С-13".
Однако на сегодняшний день гордиться утоплением баб и детей как-то не принято. Повторюсь, утопил – и правильно сделал. Но…
Тем не менее, в перестроечном угаре Маринеско присвоили звание Героя Советского Союза. Именем его названы улицы в Питере и в Севастополе. А теперь вот ещё и таким замечательным фильмом, с полным раскрытием образа – запомоили окончательно.
Жаль, сценарист не додумался до логического завершения своих задумок и не показал всю правду до конца: как по окончании войны невинно осуждённый за подвиг капитан Маринин сгнил в колымских лагерях, куда его упёк коварный мент Шарабидзэ. И чтобы Лизавета Боярская приезжала к нему в лагерь, а солдаты из конвойных войск насиловали бы её повзводно за разрешение хоть одним глазком взглянуть на милого. А потом чтобы правительство всех их забыло на Колыме.
Надеюсь, эту замечательную концовку мы сможем увидеть в режиссёрской версии фильма.
Итого
И что мы имеем? Мы имеем типичный продукт жизнедеятельности отечественного кинобизнеса. Как получаются такие замечательные фильмы, как «Первый после Бога»? Самым что ни на есть примитивным способом.
С целью заработать денег нанимаются люди, которые чего-то там по слухам умеют. Например, снимать телепередачи для детей. А если умеют снимать клипы в стиле «крутятся жопы» - это редкая удача, это уже из ряда вон. Которые снимают клипы – они хотя бы западное кино смотрят, то есть набираются опыта на работах специалистов. А режиссёр Чигинский даже х/ф Das Boot посмотреть не удосужился – ему и так всё понятно.
Дальше этим людям дают денег, и они в силу своего понимания и умения, сперва раздают откаты, потом расписывают доли между собой, а на оставшееся снимают фильм. Ну и далее – яростная реклама, люди в кинотеатрах, а потом и вручение наград друг другу на самодельных фестивалях.
Кинобизнес – он в первую очередь бизнес. Бывает кинобизнес, а бывает табуреточный бизнес. Способы, цели и средства – одинаковые. Ни о каком так называемом искусстве в обоих случаях речи не идёт. Речь идёт о деньгах. В результате получаются фильмы – как табуретки.
Что можно сказать про очередную табуретку категории «Гэ»? Вот она – правда о войне в понимании выпускников режиссёрских курсов. Всё органично – и уровень понимания собственной истории, и «спецэффекты», и выбор темы, и, самое главное, уровень работы в целом.
Фактически, мы присутствуем при создании Вселенной Василия Чигинского: в небесах которой парят лётчики-дебилы, под водой крадутся дебилы-подводники, а за всеми за ними мрачно следят дебилы из кровавой гебни.
Так держать. Гоблин Дата опубликования: 25.12.2011
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу http://www.analysisclub.ru/index.php?page=miscell&art=2337" |
|
|