Аналитический клуб: анализ информации, управление, психология, PR, власть
Аналитический Клуб
 · О проекте
 · Полиси
 · Авторские Права
 · Правила анализа
 · Архив рассылки
 · Контакты
 · ФОРУМ
Библиотека
 · Общие материалы
 · А.Г.Степаненко
 · Что случилось 11 сентября?
 · Сталин и его время
 · Деградация РФ
 · Противостояние: ВОСТОК - ЗАПАД
 · Россия и Китай
 · Социальные кризисы
 · Военное обозрение
 · История и ее авторы
 · Легендарная эпоха
 · Площадь Свободной России
 · Разное
On-Line
 · Nucleus - бесплатные рассылки
 · Русский бизнес-клуб (РБК)
ШЭЛ
 · Дистанционное образование
 · Стоимость обучения
 · Наука лидерства
 · Лекции вводного курса
Счетчики
Общие материалы

Общие материалы

Непонятая неполиткорректность


"Рататуй" - безусловно шедевр анимации, созданный "Пиксаром" при поддержке "Диснеея". Пройдут годы, прокатится прокат, а люди будут его смотреть и пересматривать. Как и все, что делает неторопливый "Пиксар", это настоящее искусство во всем - от анимации и музыки до сценария. И как положено настоящему произведению искусства, сделано с размахом, выходящим за рамки общепринятых штампов. Включая неполиткорректность по ряду понятий (чего только стоит злодей-араб). И, как положено настоящему искусству, фильм абсолютно не понят современниками. То есть принят, потому что "прикольный и про зверушек", но понят абсолютно превратно. Понят так, как пипл привык хавать, а слепота зрителей и критиков просто поражает. Но начнем издалека.

Из штампов можно заметить (если приглядеться) лишь классическую "тему семьи". Назидательное нытье о том, как это хорошо, когда у тебя есть семья, настолько проходит красной нитью через любые продукты "Диснея" последних лет, что наводит на мысль о том, что "Дисней" получает крупные инвестиции от какого-нибудь министерства национального образования США, подписав обязательство рекламировать семейные ценности в каждом выпускаемом мультике. Но вернемся к "Рататую", которого я все-таки больше склонен считать продуктом "Пиксара".

Героев в фильме два: уникально талантливый крысенок-самородок, который мечтает стать поваром ресторана и уникально бездарный парень, уборщик в ресторане, который поваром стать даже не мечтает. Хотя, как потом выяснится, имеет для этого все шансы, кроме таланта: он оказывается сыном покойного гения кулинарии и вообще наследником, которому принадлежит самый дорогой и элитный ресторан Парижа, где разворачивается действие. Кроме того, он не крыса, а человек. Поэтому весь фильм герои кооперируются: талантливый крысенок готовит, и непутевый уборщик делает карьеру. Концовка фильма сделана с особой изощренностью - она и мягкая и жесткая одновременно. Мягкая - тоном, музыкой и ощущением благоустроенности каждого из персонажей. А жесткая - потому что в ней сломаны все мечты, а взамен создатели фильма выдают достаточно жестокое заявление о том, что добиться вершин мастерства и славы обоим героям не суждено ни по раздельности, ни сообща. Талантливой крысе - по происхождению, потому что рождена крысой и, независимо от таланта, для нее предел карьеры - место при маленькой уличной забегаловке, а не в элитном ресторане. В той же забегаловке самое место родовитому сыну и богатому наследнику, потому что руководить лучшим в Париже рестораном не может бездарность. Бездарность неизбежно все испортит, растеряет, угробит и пустит по ветру. И не существует способов научиться, если не дано таланта, - пусть даже у тебя всегда за пазухой лучший в мире кулинар, двигающий твоими руками.

Стыдно теперь признаться, но я тоже ждал весь фильм классического голливудского прохода в дамки: пятиминутной нарезки упорных тренировок героя-неумехи под бойкую музыку, а затем кульминацию - бахвальный хэпи-энд с наглядным показом, как блестяще герой освоил ремесло, осуществив силой воли (и с помощью мудрых наставников) американскую мечту по классическому сюжету "он добился".

К полному восторгу и к чести создателей фильма, этого штампа не было! Были труды и тревоги, разногласия и погони, моменты горечи и минуты триумфа, была устроена личная жизнь и посрамлены злодеи, была даже нарезка тренировок под музыку! И вообще полная иллюзия, будто все как обычно. Но штамп не состоялся! Напротив.

Справедливо полагая, что массовый зритель туп, авторы фильма пошли на крайнюю меру - проговорили суть открытым текстом.

Начался фильм с того, что во вступительных кадрах сходу был заявлен слоган "Anyone can cook!" - название книги покойного бога кулинарии Гюсто. И возражение злодея-критика Эго: "Забавный слоган "готовить могут все". Я же отношусь к еде всерьез и не считаю, будто готовить способен каждый!" К тому времени, как на экране появилось название фильма, уже было ясно, что расстановка сил заявлена, ставки сделаны и началась игра. Разумеется, зритель честно ждет сказки "он добился" про то, как бездарность научилась искусству, подтвердив тезис Гюсто и посрамив сомнения злодея-критика. Но именно этого и не произошло!

Крысенок всегда был способен готовить, он ничему не учился, поскольку и так все знает. Глупо доказывать, что он и есть тот самый "каждый, который может готовить" - с первых кадров ни у кого не оставалось сомнений, что он это может. Мог всегда, с рождения, легко и непринужденно, без труда и подготовки, но с неизменным успехом. Мог готовить на помойке, на крыше, на деревенской кухне, в мансарде и в лучшем ресторане Парижа. Мог с такими талантами стать главным кулинаром планеты, мог сочинять новые рецепты с производительностью зюскиндовского Парфюмера, обучать поваров. Мог все - но ему не дали. Ему не давали работать всю жизнь - отец, братья, деревенская бабка, повара, инспекторы. Он работал тайно, скрываясь, а вся слава доставалась тем, кто ее не заслужил. Он доказал, что его блюда могут восхищать самую глянцевую прессу, а сам он способен возглавлять самый лучший ресторан - но его вышибли вон. Нельзя, не вышел происхождением. В итоге сослан в маленькое уличное "бистро", где тайно трудится до следующего санитарного инспектора. Готовить могут все, говорите?

А симпатичный лопух Лингвини, оказавшийся на миг в зените славы, а затем неизбежно потерявший все и скатившийся с вершин ресторанного бизнеса к маленькому "бистро" - он тоже ничему не научился, поскольку готовить не способен. Даже когда у него было все: и желание, и учитель, и собственный лучший в Париже ресторан. Готовить могут все?



Выходит, вовсе не "anyone can cook"? Выходит, заявленная на старте идеологическая битва добра со злом полностью проиграна? Именно так. Проиграна с треском, с полным обвалом! В финале преображенный критик Эго подводит итог сражения открытым текстом: "Я не скрывал, что презираю знаменитый девиз повара Гюсто "готовить могут все", однако лишь теперь до конца понял, что он имел в виду: не всякий становится великим художником, но великий художник может прийти ниоткуда." То есть, бывший злодей, убивший повара Гюсто (скончался от инфаркта после его статьи), презирает его слоган и ныне, просто теперь всем стало ясно, что и сам покойный тоже презирал бы подобный слоган, поскольку вовсе не то имел в виду! Шикарный разворот понятий с ног на голову, согласитесь?

Волшебства не произошло, благоглупость о всеобщем равенстве и открытых возможностях оказалась пустым звуком, победил здоровый реализм и разумная дискриминация, все герои с этим смирились, оставили свои амбиции и кое-как нашли себе место в этом мире, переключившись на упорно насаждаемые "Диснеем" семейные ценности: молодые люди поженились и открыли забегаловку, крысенок пристроился им тайно помогать, чем тоже кормит свою многочисленную семью. Доказать никому ничего не удалось - фамильный ресторан потерян, интернациональная команда уникальнейших поваров разбежалась, и теперь молодой неумеха кормит завтраками убийцу своего отца, который так и не изменил свою убийственную (в буквальном смысле) точку зрения, зато подобрел, проникся симпатией и втайне оценил талант крысы, не имея права об этом поведать миру. Так что единственная победа героев фильма - признание единственного критика на фоне неудач в области карьеры и финансов. Но разве это "американская мечта"? Разве это "может любой"?

То есть мораль крайне необычна для современной сказки. Она абсолютно не укладывается в рамки "добился" и "повезло". Напротив: потрясает пропагандой дискриминации и плевком на общепринятые истины (в том числе христианские). Фактически, авторы фильма говорят открытым текстом: ошибка думать, будто любому козлищу дано стать агнцем, просто истинный агнец может обнаружиться даже среди козлищ (хотя перспектив с таким происхождением у него уже не будет).

Нельзя не согласиться - такая сказка полезнее для современных детей, поскольку учит, как сделать свою жизнь счастливой, избежав пустых надежд и неизбежных разочарований. А одновременно учит словами покойного Гюсто плевать на признание и успехи: "Истинная кулинария не для робких. Наберитесь отваги! Пробуйте! Экспериментируйте! Не позволяйте никому загонять вас в рамки! Единственные ваши рамки - ваша душа! То, что я говорю - это правда! Готовить может каждый. Но лишь бесстрашные достигают величия!"

Герои фильма "величия" не добились, а вот создатели? Похоже, это девиз студии "Пиксар" - они ведь этим и занимаются: пробуют, экспериментируют и не позволяют никому загонять себя в рамки, наплевав на общественное мнение и интересуясь мнением единственного на весь мир самого строгого критика - собственной души.

Л. Каганов
Дата опубликования: 14.11.2007


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
http://www.analysisclub.ru/index.php?page=schiller&art=2589"

Семинары

5-12 января на Тенерифе
состоится семинар КЭЛ

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЬЮ
в период мировой войны


 

30 последних статей
01.06.2014
Кто с кем и за что воюет на Украине?
22.02.2014
Лев Гумилёв и Министерство обороны СССР
30.01.2013
Карта дня: Антисемитизм в Германии «передаётся по наследству»
10.01.2013
"Шведская" семья идеальна для здоровья
26.11.2012
Берия
26.08.2012
Ваучер: 20-летие жёлтого билета
13.08.2012
Государство диктатуры люмпен-пролетариата
06.08.2012
Исповедь экономического убийцы
20.06.2012
К программе Нетократической Партии России
11.06.2012
Дело Тухачевского
15.05.2012
Скандинавский социализм глазами норвежца
23.04.2012
Речь Андреаса Брейвика на суде
30.01.2012
Измена 1941 года
28.12.2011
М. Делягин. Глобализация -16
27.12.2011
Постиндустриальное общество (выдержки из книги Иноземцева) №18
26.12.2011
Россия на перепутье – 14
25.12.2011
Первый после Бога
25.12.2011
Частные армии
25.12.2011
О философичности российского законодательства и неразберихе в умах
23.12.2011
Мифы совкового рока
23.12.2011
Аналитики о перспективах России
23.12.2011
Территориальные претензии Финляндии к России
22.12.2011
Марго и Мастеришка
22.12.2011
По следам маршей
22.12.2011
Смерть нации
22.12.2011
Война судного дня
21.12.2011
Новое Утро Магов
21.12.2011
М. Делягин. Глобализация -15
20.12.2011
Путин как лысая обезьяна
20.12.2011
Перес помогает антисемитам переписывать историю Холокоста


Аналитический Клуб - информационный анализ и управление
[информация, психология, PR, власть, управление]


Copyright © Евгений Гильбо 2004-2024
Copyright © Алексей Крылов 2004-2024
тех. служба проекта

time: 0.0105581283569