Аналитический клуб: анализ информации, управление, психология, PR, власть
Аналитический Клуб
 · О проекте
 · Полиси
 · Авторские Права
 · Правила анализа
 · Архив рассылки
 · Контакты
 · ФОРУМ
Библиотека
 · Общие материалы
 · А.Г.Степаненко
 · Что случилось 11 сентября?
 · Сталин и его время
 · Деградация РФ
 · Противостояние: ВОСТОК - ЗАПАД
 · Россия и Китай
 · Социальные кризисы
 · Военное обозрение
 · История и ее авторы
 · Легендарная эпоха
 · Площадь Свободной России
 · Разное
On-Line
 · Nucleus - бесплатные рассылки
 · Русский бизнес-клуб (РБК)
ШЭЛ
 · Дистанционное образование
 · Стоимость обучения
 · Наука лидерства
 · Лекции вводного курса
Счетчики
Общие материалы

Общие материалы

Троянские обучающие технологии



Факультет психологии Государственного университета - Высшей школы экономики, Москва

Доклад на конференция "Шестой международный философско-культурологический конгресс "Дифференциация и интеграция мировоззрений: динамика ценностных ориентаций в современной культуре"

В докладе анализируются троянские обучающие технологии, направленные на обучение тому, что невыгодно (вредно, опасно) для обучаемого, но выгодно организатору обучения. Описаны методика и результаты опроса россиян и американцев на эту тему. Обсуждаются возможности использования "троянского" обучения, связанные с внедрением новых информационных технологий. Рассматриваются пути противодействия "троянскому" обучению.

Ключевые слова: помощь, соперничество, противодействие, обучение, образование, троянские обучающие технологии.

В настоящее время в психологии активно обсуждается фундаментальная проблема соотношения (взаимодействия, развивающей роли) двух основных типов социальных взаимодействий: сотрудничества и борьбы. Доминирует ли в развитии человека принцип солидарности или же принцип борьбы за существование? (Асмолов, 1996.) Является ли сотрудничество частным следствием борьбы и конкуренции; или же, наоборот, борьба и конкуренция являются особыми частными следствиями кооперации? (Valsiner, 1989). Каково соотношение созидательных и разрушительных человеческих деятельностей и каково соотношение в них компонентов ориентации и дезориентации? (Поддьяков, 1998, 2002; Benson, 2001).

Особыми гранями проблема сотрудничества - конфронтационности проявляется в сфере обучения, воспитания, образования. Становится все более очевидным, что понятие "формирование доктрины противника посредством его обучения", введенное В.А. Лефевром более 30 лет назад для несколько иных целей, хорошо описывает и некоторые процессы в сфере современного обучения и образования. А именно, часть субъектов (отдельных индивидов, неформальных групп, официальных институтов) пытается управлять чужим обучением и развитием, используя при этом и средства дезориентации - стремится формировать у обучаемых и воспитуемых дезориентирующий образ мира (http://www.courier.com.ru/vp/vp0203poddyakov.htm). Обучение в сектах - один из наиболее ярких и одиозных, но далеко не единственный пример.

Поэтому за последнее время выросли не только возможности для обучения. Вырос и масштаб обучения людей тому, что не соответствует их интересам. Интенсивно развиваются троянские обучающие технологии, направленные на обучение тому, что невыгодно (вредно, опасно) для обучаемого, но выгодно организатору обучения. Мне кажется, что именно вследствие осознания этой общественной ситуации В.Я. Ляудис дала определение педагогической психологии как "науки о закономерностях становления, развития (и деструкции) психики и сознания в системе социальных институтов обучения и воспитания".

Что касается самих учащихся, то необходимость "продажи себя" (в широком смысле слова) приводит к тому, что соперничество в значимых для них областях нередко ведется с использованием аморальных средств (http://www.courier.com.ru/vp/educ.htm ).

Преподаватель химического факультета МГУ В.В. Загорский, в течение 25 лет занимающийся организацией химических олимпиад школьников, рассказал мне, что их участники нередко активно противодействуют друг другу, используя нечестные способы борьбы. Так, один из участников олимпиады пытался остановить конкурента с помощью магии и гипноза! Это пример из области очень высокой конкуренции в сфере образования - конкуренции на олимпиаде. Насколько такие ситуации распространены в обычной жизни? Этот вопрос представляется очень важным, и для ответа на него мы провели специальное эмпирическое исследование - анонимное анкетирование россиян и американцев. Полученные данные позволили увидеть новые стороны образа мира участников образовательного процесса, поэтому опишем это исследование подробнее.

Опросник предназначен для взрослых и подростков-старшеклассников, заполняется анонимно, относится к закрытому типу (респонденты выбирают ответы из набора предложенных). Преамбула опросника: "Мы изучаем, с какими социальными ситуациями люди могут сталкиваться при обучении и что они об этих ситуациях думают". Далее респондентам предлагается 11 вопросов:

1) В вашей жизни бывали случаи, когда вы помогали другому человеку научиться чему-то?

2) В вашей жизни бывали случаи, когда вы помогали другому человеку научиться чему-то и потом жалели об этом?

3) Если жалели, то почему?

4) В одной из сказок лиса учит волка, как ему ловить рыбу на собственный хвост в проруби. В результате волк примерзает ко льду и терпит другие неприятности. Как вы считаете, в реальной жизни бывают подобные случаи "обучения со злым умыслом"?

5) Случаются ли они в школьной или студенческой жизни?

6) Случалось ли, чтобы кто-то из недружественных побуждений пытался вмешаться в вашу учебу, помешать вам?

7) Пытались ли по отношению к вам провести "обучение со злым умыслом"?

8) Проводили ли вы сами "обучение со злым умыслом"?

9) Пытались ли по отношению к вам провести "обучение со злым умыслом" в борьбе за школьные (олимпиадные или какие-либо иные) оценки и результаты?

10) Проводили ли вы сами "обучение со злым умыслом" в борьбе за школьные (олимпиадные или какие-либо иные) оценки и результаты?

11) Ваше мнение - напряженность отношений между людьми при обучении в настоящее время: отсутствует, слабая, умеренная, сильная, очень сильная.

На все вопросы, кроме 3-го и 11-го, предусмотрены 5 вариантов ответов: "нет", "иногда" (или "редко"), "время от времени", "часто", "очень часто".

В опросе участвовало 112 россиян (53 мужчины, 59 женщин) в возрасте от 19 до 58 лет и 105 американцев (31 мужчина, 74 женщины) от 18 до 51 года.

Ответили, что помогали другому человеку научиться чему-то 99% россиян и 100% американцев. Жалели о том, что помогали другому человеку научиться чему-то, 53% россиян и 73% американцев.

Считают, что в реальной жизни "обучение со злым умыслом" происходит очень часто или очень часто - 37% россиян и 35% американцев, а что его не бывает вообще - 1% и 5%. Относительно школьной и студенческой жизни большинство респондентов (но не все!) настроены несколько оптимистичнее. Так, считают, что его не бывает вообще, 10% россиян и 4% американцев.

54% россиян и 88% американцев подтвердили наличие случаев, когда им пытались мешать и вмешиваться в их учебу из недружественных побуждений. 44% россиян и 52% американцев считают, что по отношению к ним пытались проводить "обучение со злым умыслом". 16% россиян и 16% американцев ответили, что сами проводили "обучение со злым умыслом".

Напряженность отношений между людьми при обучении в настоящее время оценивают как сильную и очень сильную 12% россиян и 15% американцев, как умеренную - 49% и 54%, как слабую - 33% и 39%. Ответили, что ее нет, 5% россиян и 2% американцев.

Итак, во многом сходные профили ответов американцев и россиян позволяют достоверно утверждать, что, наряду с помощью и кооперацией, в практике обучения относительно широкое распространение имеют также и нечестная конкуренция, помехи чужому обучению, использование ситуаций обучения для нанесения ущерба. Количество людей, утвердительно ответивших на многие из заданных вопросов, не позволяет игнорировать эту проблему и заставляет считать ее психологически и педагогически значимой. Она - часть образа мира участников образовательного процесса.

Возможности использования "троянского" обучения расширяются с внедрением новых информационных технологий. По сравнению с ситуацией использования обычного типографского учебника, субъекты образовательного процесса получают намного более широкие возможности для скрытого вторжения в учебный процесс конкурента, искажения или подмены учебного материала, контрольных заданий и т.п. Милые шутки студентов-программистов, выводящих друг другу на дисплеи всякую белиберду через свой терминал, могут перестать быть шутками. Так, можно не сомневаться, что вышеупомянутый "олимпиец", пытавшийся применить для остановки конкурента гипноз, с не меньшей охотой использовал бы и возможности вторжения в компьютерно-опосредованное обучение соперника.

Разработка психологических средств борьбы с троянскими обучающими технологиями, преднамеренной дезориентацией и т.п. может вестись по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление - переход от парадигмы конфликта к парадигме толерантности как в сфере образования, так и в обществе в целом (Асмолов, 2003). Это, в конечном счете, должно ликвидировать саму проблему преднамеренной дезориентации, троянских технологий и т.п.

Но переход к парадигме толерантности требует не только развития миролюбия и терпимости, а и противодействия различным формам социальной агрессии, культурного насилия, экстремизма и т.п. (Асмолов, 2003). В образной форме от лица своего персонажа - бывшего узника концлагеря - эту необходимость сформулировал С. Лем: "Конечно, сделать невозможным причинение зла - тоже зло для многих людей, тех, которые очень несчастны без несчастья других. Но пусть уж они будут несчастны".

Поэтому в рамках толерантной борьбы с нетолерантностью в обучении нам представляется разумным следующее. Необходимо развитие у учащихся готовности и способностей:

- к анализу и учету целей участников образовательного процесса;

- к критической и осмысленной работе с предлагаемым (или навязываемым) учебным содержанием;

- к самостоятельной исследовательской активности (она может нейтрализовать эффекты чужого противодействия, даже если обучаемый о нем не знает).

Благодарности

Я чрезвычайно признателен профессору Сильвии вон Клюге за редактирование англоязычной версии моего опросника и за сбор данных на американской выборке.

Используемая литература

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, 1996.

2. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности // Вопр. психол. 2003. N 4. С. 3-12.

3. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Ин-т психологии РАН, 2000.

4. Ляудис В.Я. Педагогическая психология // Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования: Сборник программ учебных дисциплин / Под ред. И.И. Ильясова, Н.А. Рождественской. М.: РПО, Фак-т психологии МГУ, 1998. С. 7-17.

5. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Б.и., 2000.

6. Поддьяков А.Н. Образ мира и вопросы сознательности учения: современный контекст // Вопросы психологии. 2003. N 2. С. 122-132.

7. Поддьяков А.Н. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах // Вопр. психологии. 2002. N 5. С. 79-89.

8. Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психологии. 1999. N 1. С. 13-20.

9. Поддьяков А. Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопр. философии. 1999. N 8. С. 119-128.

10. Benson C. The cultural psychology of self: place, morality and art in human worlds. L.; N.Y.: Routledge, Taylor and Francis Group, 2001.

11. Poddiakov A. N. Counteraction as a crucial factor of learning, education and development: opposition to help // Forum Qualitative Sozialforschung / Forum: Qualitative Social Research (On-line Journal). 2001. Vol. 2(3).

12. Poddiakov A.N. The space of responsibility of cultural psychology. Review essay on the book: Benson C. The cultural psychology of self: place, morality and art in human worlds. London and New York: Routledge, Taylor and Francis Group, 2001 // Culture and psychology. 2002. Vol. 8 (3). pp. 327-336.

13. Valsiner J. On the glory and misery of sociobiological perspectives on human development: a selfish book review // Developmental psychology. 1989. 22 (4). pp. 413-417.

Поддьяков Александр Николаевич (Poddiakov Alexander N.), доктор психологических наук, профессор, тел.: , е-mail: alpod@gol.ru
Дата опубликования: 16.03.2010


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
http://www.analysisclub.ru/index.php?page=schiller&art=2702"


Ключевые слова статьи "Троянские обучающие технологии" (раздел "Общие материалы"):

Троянские обучающие технологии

Семинары

25-26 мая во Франкфурте
состоится семинар КЭЛ

БИОЭНЕРГЕТИКА:
работа с бессознательным


 

30 последних статей
01.06.2014
Кто с кем и за что воюет на Украине?
22.02.2014
Лев Гумилёв и Министерство обороны СССР
30.01.2013
Карта дня: Антисемитизм в Германии «передаётся по наследству»
10.01.2013
"Шведская" семья идеальна для здоровья
26.11.2012
Берия
26.08.2012
Ваучер: 20-летие жёлтого билета
13.08.2012
Государство диктатуры люмпен-пролетариата
06.08.2012
Исповедь экономического убийцы
20.06.2012
К программе Нетократической Партии России
11.06.2012
Дело Тухачевского
15.05.2012
Скандинавский социализм глазами норвежца
23.04.2012
Речь Андреаса Брейвика на суде
30.01.2012
Измена 1941 года
28.12.2011
М. Делягин. Глобализация -16
27.12.2011
Постиндустриальное общество (выдержки из книги Иноземцева) №18
26.12.2011
Россия на перепутье – 14
25.12.2011
Первый после Бога
25.12.2011
Частные армии
25.12.2011
О философичности российского законодательства и неразберихе в умах
23.12.2011
Мифы совкового рока
23.12.2011
Аналитики о перспективах России
23.12.2011
Территориальные претензии Финляндии к России
22.12.2011
Марго и Мастеришка
22.12.2011
По следам маршей
22.12.2011
Смерть нации
22.12.2011
Война судного дня
21.12.2011
Новое Утро Магов
21.12.2011
М. Делягин. Глобализация -15
20.12.2011
Путин как лысая обезьяна
20.12.2011
Перес помогает антисемитам переписывать историю Холокоста


Аналитический Клуб - информационный анализ и управление
[информация, психология, PR, власть, управление]


Copyright © Евгений Гильбо 2004-2024
Copyright © Алексей Крылов 2004-2024
тех. служба проекта

time: 0.0136609077454